Tilda Publishing

FBO, FBY, FBA, FBS и DBS: прокладываем путь через словарь маркетплейсов

Маркетплейсы предлагают продавцам несколько способов сотрудничества, которые влияют на то, кто будет хранить товары, принимать заказы, отправлять их покупателям и заниматься возвратами. Эти способы называются моделями, или схемами, работы. Они могут иметь разные названия в зависимости от площадки, но суть их одна и та же. Самые распространенные из них — это FBO, FBS и DBS, каждая из которых определяет свои правила игры между продавцом и платформой.

Стратегии работы с Ozon

Ozon предлагает продавцам различные способы взаимодействия. В рамках формата FBO селлер передает товары на склад Ozon, который занимается их упаковкой и доставкой. Здесь важно учитывать требования Ozon к размерам и упаковке вещей. По схеме FBS, продавец сам хранит, упаковывает и отправляет товары до пункта приема Ozon, после чего компания берет на себя отправку покупателям.

Вариант Real FBS подразумевает, что предприниматель не только хранит предметы, но и сам осуществляет их доставку к клиентам, при этом используя Ozon как торговую площадку. Расширенная модель Real FBS Express фокусируется на скоростной транспортировке в течение нескольких часов, которую может обеспечить как курьерская служба Ozon, так и сам продавец в определенных регионах.

Селлеры имеют возможность выбирать и комбинировать эти подходы в зависимости от характеристик товара и своих потребностей в логистике и управлении запасами.

Операционные модели Wildberries

Wildberries реализует товары через два ключевых метода: ФБО и ФБС. FBO, известный также как FBW, или FBM, обозначает "Продажу со склада Wildberries". В этом случае компания берет на себя все логистические операции: от хранения до транспортировки, включая обработку возвратов. Предпринимателям остается лишь поставлять продукцию на склады и соблюдать стандарты сервиса.

Вторая форма, ФБС, или "Продажи маркетплейс", передает ответственность за складские операции продавцам. Wildberries здесь выступает исключительно в роли курьерской службы, доставляющей заказы. Для успешного управления предпринимателю необходимо активно контролировать остатки продукции и обеспечивать их своевременную отправку.

Следует отметить, что в 2021 году Wildberries попыталась внедрить систему ДБС, предполагающую полную ответственность бизнесмена за доставку. Однако из-за определенных сложностей разработка этой модели была приостановлена и в настоящее время не используется.

Модели сотрудничества на "СберМегаМаркете"

"Сбер" предоставляет партнерам несколько режимов работы, каждый из которых имеет свои особенности, отличные от Ozon и Wildberries. Вариант "Витрина + Fulfillment" аналогичен FBO: здесь платформа занимается всеми логистическими задачами от хранения до перевозки, облегчая селлерам управление товарами.

Схема "Витрина + Доставка", соответствующая FBS, предусматривает, что селлер самостоятельно организовывает перевозку, в то время как его товары представлены на платформе. Этот метод требует от продавца активного участия и контроля за перевозками.

Режим "Доставка силами продавца", похожий на DBS или realFbs, полностью возлагает ответственность за перевозку на предпринимателя, предоставляя максимальную автономию и не включая маркетплейс в логистические процессы.

Наконец, "Закажи и забери" предлагает оптимальное решение для владельцев физических магазинов, позволяя использовать их как точки выдачи заказов; при этом "Маркет" не участвует в доставке. Каждый из этих методов имеет уникальные требования и правила, особенно важные для режима "Витрина + Доставка".

Методы работы "Яндекс.Маркет"

"Яндекс.Маркет" предоставляет продавцам четыре главных способа сотрудничества. FBY, или "Фулфилмент от Яндекса", подразумевает хранение продукции на складах компании. "Яндекс" обеспечивает хранение, сборку и отправку товаров, а предприниматель отвечает за управление запасами и ценами.

"Фулфилмент от продавца" лучше всего подходит для уникальных или дорогих товаров. В этом случае предприниматель управляет хранением и обработкой продукции, в то время как "Яндекс" занимается только отправкой.

"Доставка от продавца" предоставляет полный контроль над перевозкой бизнесмену, что ускоряет процесс и повышает качество сервиса.

Наконец, модель "Экспресс" ориентирована на быструю доставку мелких товаров напрямую из розничных магазинов, ограничиваясь определенной зоной.

Работа "AliExpress Россия"

Методы сотрудничества с AliExpress:

  • ФБА. Эта форма схожа с FBO. AliExpress берет на себя задачи по хранению, обработке и доставке товаров.

  • ФБС. "AliExpress Россия" предлагает уникальную реализацию этой модели, разделяя ее на два варианта: "Дропшиппинг Цайньяо" и "Почта России". Отличие заключается в выборе оператора по транспорту. Стоит отметить, что в настоящее время подключение к "Дропшиппингу Цайньяо" приостановлено.

  • Логистика продавца. Эта модель позволяет бизнесмену или его партнерам самостоятельно контролировать процесс перемещения.

"AliExpress Россия" предоставляет селлерам гибкость в выборе подходящего варианта работы в зависимости от их потребностей и возможностей.

Операционная стратегия Lamoda

Lamoda известна как специализированный маркетплейс в сегменте одежды и аксессуаров.

Ключевая модель "Маркетплейс Lamoda" схожа с FBO. Платформа берет на себя все аспекты логистики – от хранения до перевозки, включая услугу фотосъемки продукции. Для интеграции в систему требуется предоставление не менее 50 наименований товаров.

Уникальная услуга "Фулфилмент и доставка" выделяет Lamoda на рынке. Она предлагает полный или частичный логистический сервис в зависимости от потребностей предпринимателя: при условии минимального объема заказов в 500 единиц ежемесячно.

Программа "Единый сток" представляет собой интегрированный подход, охватывающий весь спектр логистических услуг. Это включает хранение, упаковку и перевозку, а также обработку возвратов и профессиональную фотосъемку. Доступ к данной схеме открывается при наличии 50 артикулов и минимум 100 заказов через личный интернет-магазин в месяц.

Методы взаимодействия Avito

На "Авито", универсальной торговой площадке, представлены две ключевые модели логистики: ФБС и ДБС. Платформа не владеет складами, но обеспечивает отправку через пункты самовывоза. Селлеры имеют возможность самостоятельно упаковывать и отправлять заказы с помощью "Avito Доставки" или использовать индивидуальные логистические решения. Отмечается ограничение "Авито" на перевозку крупногабаритных товаров: весом более 20 килограммов или объемом свыше 120 сантиметров.